Или ты занимаешься политикой или ты идиот. Из древнегреческого
Интересно у греков. Собственно полис и политика соответственно, у них совершенно не то, как примитивно трактуем мы. Полис это не городок, в котором проживают люди в прохладном одеянии. Полис это большое понятие, имеющее (что важно в данном случае) и внутриличностное, экзистенциальное (неудачное здесь слово) измерение. Полис это включенность в сообщество. То есть греки мыслили себя как целое и общественное – это было последовательным и поступательным продолжением и развитием (sic!) личного. А те, кто не дорастали до политики, до общего дела, до полиса как включённости тех называли «идиотес».
Наш современный «идиот» - выхолощенная брань, еще одно усохшее до неразличимости словечко из роскошного словаря греков. В условиях испытаний греки идиотов так и вообще гнобили. Закон Солона гласит: «если общество раскололи раздоры и гражданская война, всякий, кто отказался встать на ту или другую сторону, должен после восстановления порядка быть изгнан и объявлен вне закона». В собственных идиотах греки видели главную для себя опасность! Или ты включен, в общее, в общественное, в политику, или ты неполноценный член общества, плесень, убогий, недоразвитый, обиженный жизнью дебил.
И такой ракурс позволяет по новому взглянуть на очень многие вещи. На ульяновском примере. Для современности нормально крутить пальцем у виска указывая на того, кто «бесплатно» занимается общественным. Посмотрите сколько сытого быдла в комментах хохочет над тем же Саней Брагиным. Типа, «вот дурак пацан, неймётся ему, нарвётся как-нибудь». Это идиоты. Нормален, полноценен и более здоров в этом случае именно что Брагин. Еще один аспект. Для идиотов характерно всё трактовать через поиск денежного эквивалента, как сведения к горизонту личного интереса. Идиот походя «вскрывает истинные мотивы», «реальную» подоплёку событий. «Ну мы то знаем, ну нас то не проведешь, он на самом деле вот там то и там то денег хочет». Это нормально для любого мышления - трактовать из себя, из того набора кубиков которые удалось набрать в ходе нашего скудеющего образования, в ходе проводимой у телевизора жизни, инерционного скольжения по поверхности…
Чем сложнее система, тем менее склонна она к простым решениям и интерпретациям, и тем она в итоге дееспособнее в применении ко всей сложности реального, понимания людей и соответственно своего в этом действия и события. Здесь опять же к греческому пониманию судьбы как возрастающего со-бытия, вызова, постоянного соперничества, «агона». При сопоставлении в этих ключевых точках получается что мы живем в ровно перевернутом относительно греков мире. Для идиотического по сути большинства идиотом становится здоровый человек. А, например, тотальная коррупция в призме такого взгляда – это идиотическая власть. Идиоты, равнодушные, не выросшие до общего, довлеют во власти в личных узких сугубо корыстных целях. Этот пункт ключевой. Ценности, идеологию, общие цели может и должна постулировать элита.
Конституируя, цементируя и направляя общество. Делая его собственно обществом. Если она этого не делает – это не элита и как власть она в таком случае нелегитимна. Общество без стержня ценностей впадает в хаос, ценности, «герои» становятся все мельче, пропадает или подменяется на ложную иерархия. Например, у нас сегодня крайне переоценена роль общественная ценность бизнесмена.
Всё дошло до такой точки, в которой «возвращение» к ценностям на новом витке, в том числе через переоценку окружающих понятий и иерархий жизненно необходимо! Мы всё более перемещаемся в какую то антиреальность во всех ключевых точках противоположную норме и здоровью! На фоне прогрессирующего заболевания, если мы это не осознаем, если мы вернем идею государству, идеологию в конституцию, обществу ценности, а жизни смысл, нас ждет неизбежный распад на каждом из этих уровней.