В переломные моменты часто происходит обращение к традиции. И здесь открываются два пути. Первый - пытаться нащупать живой нерв традиции, объединяющие идеи и смыслы, прошедшие через всю историю народа и не теряющие актуальность на современном этапе его развития. Это такой поиск своеобразной нити, которая проходит сквозь века, и способна привести нас к подлинной национальной идее и миссии. Традиции, которая живёт и развивается, при этом сохраняя самое основное, самое глубокое и значимое.
Но есть и другой путь, который нередко по разным причинам оказывается весьма соблазнительным. Это путь подмены подлинной, живой традиции лишь внешними её атрибутами (то есть, тем, что с течением времени как раз должно меняться, что не затрагивает глубинной сути).
В свою очередь и здесь есть два подхода: первый - отказ от поиска сути и принятие одной формы. Подмена сущности формой, объявление её чем-то подлинно национальным. Это всевозможные фолк-группы, массовые псевдонародные праздники, реконструкция и т.д. Этот подход опасен тем, что создаётся иллюзия "обретения корней", при этом настоящего осознания себя как единого народа с общими ценностями и историческими задачами не происходит. Кроме того, такая позиция может оказаться крайне удобной. Ведь в сущности, национальное самоопределение в этом случае превращается в игру. Можно придерживаться любых взглядов, иметь любое мировоззрение или вовсе ни о чём не задумываться, но при этом иногда "играть в русских".
Во втором случае также берётся форма (причём, зачастую больше придуманная, нежели действительно воссозданная), но плюс она произвольно наполняется новым содержанием, никак не вытекающим из логики исторического развития народа, из его менталитета и ценностных установок. Классический пример - неоязычество. Мёртвая, давно отжившая форма (которая, кстати, даже будучи связанной с живой традицией не смогла выполнить актуальных задач - формирование единого народа, централизорванного государства и т.д., чем доказала свою дальнейшую непригодность) наполняется не менее чуждыми идеями, такими, как, например, нацизм.
В сущности, оба эти подхода ведут к подмене смыслов и препятствуют обретению подлинно объединяющей идеи и идентичности.
Отличие псевдотрадиции в том, что настоящая традиция - живая и развивающаяся система ценностей, псевдотрадиция же стремится заморозить развитие, создать идеальную модель, застывшую форму. Она искусственна и нежизнеспособна, не отвечает запросам времени и общества.
Подлинное национальное мировоззрение - сложно и многосоставно, тогда как псевдотрадиция является набором простых схем и клише.
Ещё одна форма ложного обращения к истокам происходит при разрушении сложных социально-политических систем. Это этнический национализм - обращение к более простому и "уютному" социониму. Так было, например, после распада Российской империи, когда на месте разрушенной государственной системы появились эстонские, украинские, донские и иные этнические образования, после распада Советского союза - возникли православные фашисты, казацкие сепаратисты, чеченские исламисты, татарские националисты. Такое "обращение к корням" раскалывает общество, ведёт к гражданским конфликтам. И данный "традиционализм" также является искусственным и деструктивным.
При торжестве искусственной традиции общество после недолгой эйфории (яркие символы, торжества, ветер перемен) впадает либо в кризис, либо ввязывается в войну с соседями, что также в перспективе приводит к кризису. И тогда искусственные социально-политические образования либо агонизируют, либо живая почвенная традиция совершает переворот и уничтожает искусственную (например, в Иране, где была попытка восстановить древнюю персидскую веру - зороастризм и создать государство по западному образцу - в итоге, случилась Исламская революция и была восстановлена исламская государственность).
С середины нулевых годов в России ежегодно начал проводиться так называемый «Русский марш», который якобы должен был быть голосом русского народа, выражать его глубинные чаяния и русский дух. На деле же вышло, что участниками данного марша стали откровенные нацисты и представители антисистемных псевдоязыческих сект, которые не имеют ничего общего с настоящими русскими и Русской цивилизацией. В этом случае также мы видим искусственный традиционализм и совершенно непонятно, кто наделил участников данного «марша» правом говорить от имени русских. То же самое можно сказать о многочисленных российских фашистских организациях, которые пытаются выдавать себя за подлинных, чистых русских - и при этом совершенно чужды настоящей России и её народу по духу.
Чаще всего подобный поиск корней – это выгодный определённым политическим кругам проект. Он должен привести к подрыву государственности, хаосу, а затем созданию марионеточного (и лишь в очень в редких случаях самостоятельного) нежизнеспособного режима, позволяющего так называемым «традиционалистам» повысить свой уровень жизни и некоторое время пребывать у власти.