Евразийский рубеж Евразийство как ответ на вызов модернизации
За прошедшие десятилетия новейшей российской государственности не было выработано сколь бы вменяемой идеологии основанной на реальном положении дел, способной консолидировать российское общество и заложить основы устойчивого развития страны. Мы строили и гражданское общество, и выстраивали властную вертикаль, вопрошали о европейской интеграции и рассчитывали на единое пространство от Лиссабона до Владивостока. Не была выработана модель политических взаимоотношений с государствами, образовавшимися после развала СССР. Более того и само российское общество оказалось расколотым. После акций националистов на Манежной площади в Москве, стало очевидным, что в России сильны националистические настроения. Продолжают раздаваться возгласы за отделения Кавказа и создание "русского государства". Все это, конечно, результат той без идеологической политики продолжающейся уже двадцать лет, отсутствие адекватной национальной политики для такого многонационального и много конфессионального государства как Россия.
Провозглашенный курс на модернизацию не может стать той составляющей, которая сумеет преодолеть противоречия, возникающие в национальной и культурной сфере, да и сама модернизация без идеологической основы обречена на провал, так как, не решен вопрос во имя чего совершается подобная модернизация. Инструменты - это лишь вторичная составляющая и они подбираются для конкретной ситуации. В российской истории курс на модернизацию не нов. Наше государство за свою историю переживало не единственную модернизацию, но всегда модернизационный механизм работал во имя Империи, это показал Гавров в своей работе "Модернизация во имя империи".
К настоящему моменту может существовать два наиболее действенных пути модернизации. Первый во имя национального государства и тогда нам необходимо действительно осознать, что Российская Империя больше не может существовать в том виде, в каком она существует к настоящему моменту, а именно в виде Российской Федерации, признать, что настало время национальных государств и пойти на следующий этап разделения территории. И второй путь модернизации во имя Империи. И петровские реформы и индустриализация советского периода в своей основе содержали, прежде всего, курс на имперскую модернизацию. И в ее основе закладывалась идеология необходимая, прежде всего в конкретный период времени. Очевидно, что нынешний модернизационный курс, в основе своей, ничего подобного не имеет и, следовательно, обречен на провал.
В первую очередь евразийский проект должен быть призван, конечно, консолидировать общество внутри страны. Дать народам, населяющим современную Россию, реальную национальную политику и выступить надежной защитой против набирающего силу национализма. Национализма «ложного» направленного на разобщение и преследующего своей целью, прежде всего развал страны на национальные государства. Национализма превосходства одной нации над другой. О действительной сути такого национализма писал еще Николай Трубецкой. Между ним и либерализмом практически нет разницы, и оба они ведут к дальнейшему распаду российского государства. Евразийство должно выступить и как проект, направленный на то, чтобы разрешить проблему так называемых «неспокойных» регионов и в первую очередь Кавказа. И наконец, евразийство, как идеология, может стать реальным механизмом способным запустить модернизационный проект в России. Евразийство - это третий путь. Путь самобытный, учитывающий национальные и географические особенности России. При этом евразийский проект - единственная настоящая альтернатива как против деления страны по национальному признаку, так и против жесткого «завинчивания гаек» и установления диктатуры, единственная по-настоящему действенная идеология, способная сохранить Россию от неминуемо распада. Евразийство - не какая-то маргинальная идеология, а глубокое фундаментальное учение, с почти столетним стажем, имеющее в своей основе огромную базу философских, политических, геополитических текстов. А если отталкиваться от того, что основания современного евразийства закладывались еще Константином Леонтьевым, то к настоящему времени евразийские концепции имеют в своем развитии почти два века истории. И выстраивать задачи нынешней российской идеологии необходимо, прежде всего, сообразуясь с положениями, разработанными первыми евразийцами почти столетие назад. Полезно так же вспомнить опыт лидера Казахстана Назарбаева, который предотвратил скатывание своей страны в казахский национализм, объявив основным национальным проектом Казахстана - евразийский проект.
Во вторых цель евразийского проекта - решить проблему интеграции с бывшими советскими республиками. К настоящему времени отсутствует, какая либо понятная прозрачная политика в области интеграции. Политические решения принимаются, зачастую сиюминутно и зависят, прежде всего, от возможных экономических интересов. Выстраивание твердой последовательной политики в отношении бывших республик - вторая основная составляющая евразийского пути. И дело, прежде всего не в экономической и политической интеграции. Интеграция должна быть в первую очередь культурной. Только культурная интеграция способно воплотить полноценный евразийский проект на постсоветском пространстве.
Конечно, большинство независимых государств, бывших союзных республик, до настоящего времени в огромной степени зависят от экономической помощи России, от ее ресурсов, а некоторые напрямую и от возможности силовой поддержки. Но более важно то, что многие из них до сих пор сохранили и культурную ориентировку на Россию. Русский язык, большое количество русских, проживающих на их территориях, родственные связи с живущими на территории Российской Федерации, культурный и образовательный обмен между учебными заведениями России и сопредельных государств может стать, по настоящему, той основой, которая позволит воплотить евразийский проект в жизнь, на всем постсоветском пространстве. Россия, таким образом, должна стать тем ядром вокруг которого вновь соберутся бывшие советские республики. Если не в формате бывшего СССР, то возможно будет наполнена новой жизненной силой структура СНГ. Но для этого России необходимо осознать себя как евразийское государство. Не русское, не европейское, а прежде всего как Россию - Евразию.
То, что в России евразийство, как единственная адекватная идеология, имеющая большой практический потенциал, до настоящего времени оставалась не востребованной, искренне удивляло тех, кто хоть не много знаком с его основными положениями. Готовый проект, способный стать основой модернизационных и интеграционных процессов фактически не замечаемый властью лежал на поверхности, а вместо этого у нас, то предлагалась интеграция в Европу, то объявлялся либеральный консерватизм. Хочется надеяться что, наконец, власть осознала первоочередную важность такого евразийского курса. Тем более что реально, к настоящему моменту, созданы все условия для его осуществления. Последовательно уже несколько лет осуществляется формирование Таможенного союза, действуют структуры ЕврАзЭс и ОДКБ. Евразийство, таким образом, становиться тем рубежом, к которому закономерно приходит нынешняя Россия. Осталось только очертить контуры новой идеологии и, отбросив излишний страх, объявить о новом евразийском пути развития России.