Открытый научный семинар «Мессианизм новой Атлантиды и афроамериканская политическая мысль» прошел в стенах Московского государственного университета 28 октября. С основным докладом выступил научный сотрудник Института европейских исследований в Белграде, сербский евразиец Стеван Гайич.
В своем докладе Стеван проследил эволюцию американского политического мессианства, в основании которого лежал научный утопизм Френсиса Бэкона (1561 -1626). Особенно интересно было проследито то, как в сжатой нарративной форме Бэкону удалось в своей технократической утопии предвосхитить все последующие тенденции и достижения Модерна вплоть до новейшего трансгуманизма.
Сербский политолог таже остановился на сравнении политических и социологических концепций двух титанов афроамериканкой мысли Фредерик Дагласа (1818-1895) и Уильяма Дюбуа (1868-1963). Если первый с энтузиазмом воспринял либерализм, технократизм, прогрессизм современного ему белого общества и горизонтом развития США считал появление новой избранной "смешаной расы", где бы все прежние этнические и расовые перегородки были преодолены, то второй отстаивал идентичность афроамериканцев и призывал их отказаться от западноцентричных иллюзий и заимствованных у белых идеологических представлений. Дюбуа указывал, что афроамериканцы вынужденно смотрят на себя чужими глазами, оценивая и соизмеряя себя с ценностной шкалой WASP – белых англосаксонских протестантов – колонизаторов Северной Америки. Это позволило провести смелую параллель с учением классических евразийцев, которое однозначно указывает на отсутствие каких бы то ни было культурных и политических универсалий и ущербность претензий со стороны европейцев на планетарное культурное и политическое господство.
Пристальное рассмотрение темы американского мессианства и роли афроамериканских теоретиков оказывается, таким образом, крайне актуальным в свете последних заявлений другого афроамериканца – президента США Барака Обамы – о претензии на уникальную роль Америки в мире.
В ходе дискуссии собравшиеся студенты и аспиранты пришли к выводу, что рабовладельческая система ранних США по сути претерпела мало изменений, но лишь перешла из расово-этнической плоскости в сугубо социальную или классовую. Изменились лишь инструменты господства, а рабами стали не только афроамериканцы, но и все другие, которых емко определяют словом «colored».