17 июня в 12 часов состоялась пешая акция от Кашветской церкви к Патриархии, цель которой – освобождение молодежи, задержанной в результате инцидента в телекомпании «Кавкасиа». По этому поводу мы задали несколько вопросов председателю Общества Ираклия Второго Арчилу Чкоидзе.
– Батоно Арчил, Народное православное движение отождествляют с этими восьмерыми задержанными молодыми людьми. Может быть, вы объясните, какие цели преследует эта акция и кто в ней участвует?
– Цель запланированной на 17 июня акции – освобождение восьми арестованных юношей, которые томятся в тюрьме лишь из-за того, что выступили против хулителей Господа Нашего и наших предков. Сегодня у нас в стране – несколько категорий заключенных – политзаключенные, заключенные, незаконно содержащиеся под стражей, такие, которые за незначительные провинности отбывают 10-, 12-, 15-летние сроки наказания, тогда как убийцы, помилованные по прямому указанию президента, освобождаются из тюрем. На этом фоне появилась новая категория заключенных – люди, преследуемые за свою приверженность к православию.
Во многих газетах и журналах, а также телевизионных передачах эти восемь юношей отождествляются лишь с Народным православным союзом. В действительности же среди них – представители различных организаций, хотя теперь это уже неактуально. Лично я – не противник и не сторонник этого движения. Для меня вообще неприемлемо существование какого-либо общества, движения или партии, образованных по православному либо более общему – христианскому признаку, вне лона матери-церкви, хотя под таким названием в Европе действует немало влиятельных партий. Несмотря на это, Общество Ираклия Второго будет поддерживать членов любой партии или гражданской организации, преследуемых за отстаивание нашей веры, нравственности, грузинских традиций и святынь.
Думаю, что сегодня все – грузины, негрузины, представители любой другой конфессии должны поддержать этих молодых людей. На Земле нет ни одного религиозного течения, которое бы поносило Спасителя Иисуса и столь цинично упоминало бы Пресвятую Богородицу, оправдывало инцест и сексуальную связь с матерью и сестрой. Ничего подобного нет и в помине. Такое распутство осуждается любой фундаментальной религией и всеми физически и нравственно здоровыми людьми.
Презентация этой книги в университете означает пропаганду изложенных в ней идей. Мы выступаем именно против этой пропаганды, а вовсе не намерены преследовать каждого, неадекватно мыслящего, кому вздумается изливать на бумаге свое болезненное душевное состояние.
В акции участвуют: Общество Ираклия Второго, движение «Цин» (Вперед) и Евразийский институт. Любой человек может примкнуть к нам и присоединить свой голос к выступающим в защиту задержанных молодых людей.
- Вы критикуете телекомпанию «Кавкасиа» за необъективность, но ведь и ее руководители не сидят сложа руки? Недавно госпожа Нино Джангирашвили обвинила Вас и Ваших единомышленников чуть ли не в карьеризме?..
- Сегодня наше информационное пространство крайне пристрастно и, разумеется, не выражает интересов ни общества в целом, ни его отдельных представителей. То есть медиа-пространство точно отражает разобщенность в обществе. Фактически принижается профессия журналиста, который превращается в рупор мнения владельца медиасредства, хотя к чести некоторых журналистов (а такие есть на всех телеканалах и почти во всех газетах) следует отметить, что все-таки им удается донести до народа правдивое слово. Но это не способно ни повлиять на общую погоду, ни объединить нацию. Масс-медиа – сильнейшее оружие, она способна как сплотить, так и разобщить народ. Между прочим, если бы журналы и газеты советской Грузии вели более разумную, сбалансированную и дальновидную «пиаркомпанию» вместо антиосетинской истерии, нагнетавшейся ими в ответ на «абхазское письмо» Алана Чочиева сегодня у нас проблем с Южной Осетией не было бы. Пусть спросят у своей совести журналисты, обзывающие наших православных братьев бандитами и хулиганами. Подобные столкновения нам доводилось наблюдать неоднократно и даже в парламенте, но никто за это аресту не подвергался…
Сама Нино Джангирашвили заявила, что Шота Апхаидзе ничего не делал вообще. Собравшиеся в студии люди совершенно обычно беседовали, вот как сейчас мы с вами. Драка началась снаружи, а арестовали тех, кто был совершенно не при чем. Они даже не знали о происходящем. Телевидение предпринимает все, чтобы замять эту тему, наложить на нее табу.
Я ознакомился с интервью Нино Джангирашвили, данном ею presa.ge. Я уже не столь молод, но и не стар, я принадлежу к тому поколению, которое сформировалось в период независимой Грузии (то есть в эпоху всевозможных катаклизмов). Казалось бы, нас уже ничем не удивить, но я все-таки удивляюсь, как женщина может так оскорблять убеленного сединами заслуженного человека, с больной ногой прошагавшего, опираясь на палку, по всему проспекту Руставели, чтобы вступиться за несправедливо арестованную молодежь?! Лишь батони Лелико Джапаридзе выражает недовольство в адрес телекомпании «Кавкасиа» в связи с происшедшим инцидентом? Нет, конечно же, не он один, и им это хорошо известно. Если бы кто-то подвергся аресту из-за моего непрофессионального или необдуманного поступка, я по меньшей мере принес бы свои извинения. От Джангирашвили и ее съемочной группы, как видно, нельзя требовать поступка, достойного Цотнэ Дадиани.
И, наконец, – сама Джангирашвили заявила, что, якобы, «Кавкасиа» – единственный канал, справедливо освещающий события и выражающий мнение народа, и что люди верят «Кавкасиа» и его эфиру. Если это действительно демократическое телевидение, которое не душит мнение народа, то почему нам не предоставляют возможности донести до населения наше особую позицию по этому поводу? Если батони Давид и калбатони Нино столь заинтересованы в освобождении этих юношей (а она в своем интервью упоминает об этом), почему же они тогда не объявили даже о дате нашего шествия, чтобы в акции приняло участие гораздо больше людей и тем самым удалось бы способствовать освобождению невиновных людей из-под стражи? Как видно, Нино Джангирашвили пришлось не по вкусу, что протест перед зданием «Кавкасиа» выразили около ста человек. Сто было сегодня, а завтра будет триста, послезавтра – пятьсот… Мы – общество, и не позволим лгать и поливать грязью наших братьев и друзей, которые сегодня сидят в тюрьме за защиту человечности и нравственности. Наши оппоненты догадываются о том, что уже приподнята маска лжи, и поэтому их действия не всегда адекватны. Очень многие поняли, что «Кавкасиа» – гораздо более контролируемое телевидение, чем даже «Рустави-2» и «Имеди». Если последние зависят от государства, то их журналисты – хотя бы профессионалы, и будь они свободны, то могли бы создавать гораздо лучшие передачи и сюжеты. Не думаю, чтобы руководству «Кавкасиа» было невдомек, что 7 мая стало апофеозом их непрофессионализма или подтверждением того, что и «Кавкасиа» управляется из министерства внутренних дел, которое батони Акубардия в своем эфире часто называет «конторой Вано» и которое, в отличие от «конторы Акубардия-Джангирашвили» работает все же довольно профессионально.
И еще – выходят и ссылаются на Канта или Ницше. К чему нам знать, что говорили Ницше или Фрейд? Мы – народ с 2000-летней православной историей, у нас были такие великие святые и просветители, как ассирийские отцы, Иоанн Златоуст, Александр Афанасийский, Николай Чудотворец, Григорий Хандзтели, Игнатий Брянчанинов, Илья Чавчавадзе… Эти люди оставили нам колоссальное литературное и духовное наследие, навеянное Святым Духом… Описываемого в этих книгах достичь гораздо труднее, нежели жить, руководствуясь постулатами Ницше, который уж действительно не учит подставлять оскорбившему тебя ближнему другую щеку… Между прочим, последний закончил свои дни в лечебнице для душевнобольных, и его предсмертными словами были: ты все-таки одержал надо мной победу, Назаретянин.
Мы, грузины, все равно одержим победу над ними. С одним, двумя, пятью им может и удастся совладать, но вместе мы непременно победим, доведем борьбу до конца, поскольку наше дело – правое, наш путь – это путь Господа и праведный путь, а их путь не приведет к победе никогда. Они уже потерпели поражение, но пока еще не осознают этого.
Зураб Чачанидзе, представитель общества «Цин»:
- Если нас будет много, мы непременно достигнем цели. Единственное спасение – наш Святейший. Задержанный Рати Маисуразде несколько дней назад обратился к нам с письмом, в котором отметил, что уповает только на Патриарха.
Мы обращаемся к Святейшему и Блаженнейшему с нижайшей просьбой возглавить это дело и способствовать освобождению духовных сынов – православных узников. К сожалению, в XXI веке Грузия стала страной, где преследуют по религиозному признаку за приверженность к христианству. К узникам совести прибавились и узники православия.
- Как себя чувствуют задержанные
- Отец Звиада Блиадзе на третий день после ареста сына в ожидании вестей о нем скончался возле здания управления от сердечного приступа. Состояние здоровья самого Звиада Блиадзе было и без того тяжелым, а после задержания еще больше ухудшилось. Он ослеп, что стало причиной смерти отца.
Плохо обстоит дело со зрением и у Георгия Гурчиани, которого оператор «Кавкасиа» ударил штативом камеры по голове. Он нуждается в срочной госпитализации, но никому до этого нет дела.
На остальных арестованных оказывается психологическое давление, чтобы они признались в содеянном преступлении. Но в чем же им признаваться, если они ничего не совершали?! Поэтому задержанные мужественно отстаивают свою позицию.
Раз в три дня их посещают священники отец Давид Исакадзе, отец Давид Квливидзе, отец Давид Ласурашвили, которые и сообщают нам известия об арестованных.
Между прочим, Нино Джангирашвили в вышеупомянутом интервью величает священников «провокаторами в платьях», а нас – юношами-карьеристами. Хочу сказать, что недавно через радио «Объективи» я подверг критике одного из лидеров движения «Ратом?» Давида Пацациа. Он выразил солидарность с «Кавкасиа» и в то же время заявил о своей дружбе с нами. Одно время мы с ним занимали единую позицию с Шота Апхаидзе и Рати Маисурадзе, сейчас же он ведет двойную игру – с одной стороны требует освобождения молодежи, а с другой – поддерживает «Кавкасиа». На мой вопрос, кому он выражает солидарность, не тем ли, кто называет духовных лиц «провокаторами в платьях», у Пацациа ответа не нашлось. Эти люди пользуются данным моментом. Иначе ведут себя Шорена Шавердашвили – редактор журнала «Либерали», а также журналист «Либерали» Ираклий Кордзая. За свои статьи получают гранты. Десятки людей выстраивают свою карьеру на таких грязных темах. Хотелось бы спросить у Нино Джангирашвили, так кто же из нас карьерист, – мы или они?
Торнике Шанидзе