В минувшую субботу я как всегда посетил Евразийский Центр Искусств «Патрия» в клубе Дружба, который является сейчас основным местом сбора настоящих кино- и не кино- эстетов. Анонс фильма Лукино Висконти "Гибель богов" гласил: «фильм для поколений, не знающих, что такое фашизм». Спустился в подвал клуба, привычно полюбовался на флаги Международного Евразийского Движения, проштудировал последние записи в Книге Гнева и Благодарности, отведал русские напитки САВК и СРОМ… И вдруг с радостным удивлением обнаружил в первых рядах собравшихся ценителей и творцов Предвечного Искусства легендарного Заштопика ( zashtopik), пришедшего сверить своё видение «гламурного фашызма» со сверхгламурным произведением итальянского мастера, который в своё время весьма плотно пообщался с этими самыми богами, т.е. знал о них не понаслышке. Заштопик сидел справа, довольно обособленно, а слева роились изящные девушки и юноша, пришедшие на классику кино. Я же примостился в середине, и представление началось.
Началось с лекции Сергея Суркова. Он раскрыл следующие тезисы:
– Европа в первой половине 20-го века есть время возрастания доминирования женского начала, время становления "нового матриархата" (следовательно – Служение женщине).
– Становление фашизма/национал-социализма есть попытка повернуть этот процесс вспять, "восстановить в правах" мужское начало, вернуть мужчине психологию и культуру воина (следовательно – Бунт мужчины)
– Соответственно, национал-социалистическая партия и организация СС могут рассматриваться как некие мужские инициатические организации. Эта попытка потерпела поражение и мужское начало окончательно задавлено в современной Европе (но герои фильма еще не знают об этом).
Такова может быть интерпретация взаимоотношений героев фильма Висконти. Далее, в качестве красноречивой иллюстрации современного, либерального отношения к проблеме матриархата, Сергей зачитал нам цитату с сайта Грани.ру:
«С чего начинают все исламские фундаменталисты, придя к власти демократическим или любым другим путем? С введения шариата, с порабощения женщины, социального и, прежде всего, сексуального. В этом их идея фикс.
В исламском фундаментализме, да и в любом самом умеренном течении ислама присутствует иррациональный страх перед витальной силой женщины, перед ее чувственностью, ее сексуальностью. Не мальчик для битья, пресловутый дядя Сэм, а женщина – вот настоящий Сатана номер один для правоверного исламиста.
Этот комплекс страха женщины, страха жизни характерен не только для ислама – он явно просматривается и в иудео-христианской традиции. Но христианская Европа прошла через серию сексуальных революций (самой мощной из которых было Возрождение), обломав рога своим католическим аятоллам и частично восстановив женщину на том пьедестале, на котором она была на заре человеческой истории»
На этой цитате лекция закончилась, начался фильм. Спустя почти три часа, в продолжение которых никто не покинул зала, те, кто не знали, что такое фашизм, уже имели о нём какое-то представление. Прочие поняли, каким был Бунт, а каким Служение в те времена. Осталась интрига: какими они (и мы) должны быть сейчас? Может быть, это прояснят предстоящие события в Евразийском Центре Искусств…
Кирилл Парахин