Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
13 июля 2016
Русский суперэтнос на евразийском пространстве в свете теории этногенеза: прошлое, настоящее, будущее
Евразия – не только огромный континент, но и сформировавшийся в центре его суперэтнос с тем же названием
План работы состоит из следующих частей:

Во-первых, будет рассмотрен исторический контекст русского суперэтноса и механизмы его укрепления.

Во-вторых, будет дана оценка современной фазы русского этногенеза и ее характеристика.

В-третьих, мы проанализируем возможности этнической регенерации русского суперэтноса за счет идеологии.

Евразия – не только огромный континент, но и сформировавшийся в центре его суперэтнос с тем же названием. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза. Сначала его объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Так же в истории континента присутствовали менее обширные формы объединения, например Аварский и Хазарский каганат, занимающие часть Евразии. Но все это было в степи.

В лесостепной зоне, в это время, шел процесс этногенеза славян. Диахроническая шкала (система отсчета жизни этноса) начинается с рубежа тысячелетий, когда из-за толчка, который был в начале нашей эры, возникли славяне, прошедшие все фазы жертвенности, надлома, спада.

Л.Н. Гумилев разделяет славянский и великорусский суперэтносы. Нас интересует именно этногенез последнего, о нем и пойдет речь дальше. В следствие пассионарного толчка XIII в., мы даже можем довольно точно определить дату события («новые» люди начали рождаться около 1200 г., а исторической силой они стали в конце XIV в.), возникли популяции, со временем переросшие в консорции, состоящие из наиболее энергичных элементов того времени - татаров, литовцец, половцев и, разумеется, наиболее пассионарных элементов русских княжеств. Русское население мигрировало во Владимиро-Суздальскую Русь, позднее – в Московское княжество из-за ряда причин, в частности, 1) разгара феодальных войн за киевский великокняжеский престол, 2) регулярных набегов степных кочевников, 3) значительного юридического и экономического принижение простого населения, 4) угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель. Так же Владимиро-Суздальские и, позже, Московские князья активно поощряли миграцию в свои владения. Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно В.Н.Татищеву, «немалую ссуду». Вдобавок, они наделялись статусом вольных земледельцев, довольно редким в Южной Руси. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью. После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского,Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами.

Литовцы, завоевавшие Русские земли до Курска и Чернигова, постоянно имели контакты с русским населением, многие из них были православными. В Литовском государстве было несколько религиозных конфессий, периодически сменяющих друг друга в качестве государственных: католичество, православие, язычество. Когда литовский князь Ягайло объединил Польшу и Литву в единое государство, в качестве государственной веры он избрал католичество, это послужило оттоку православных литовцев в русские земли, в частности, на северо-восток Руси.

Но эти пассионарии были географически удалены друг от друга и не могли представить единой силы. Однако вышеуказанные причины способствовали собиранию их всех в одном регионе.

Но главным в этот момент было другое. Отдельные подсистемы ослабевшего суперэтноса Руси, т.е. славянского, вошли в состав более молодых этнических миров. Так, рассматриваемая нами как область зарождения нового Великорусского суперэтноса Владимиро-Суздальская Русь вошла в монгольский суперэтнос, т.е. русский суперэтнос в инкубационной фазе не был полностью самостоятелен. Именно в этот момент сменилась доминанта русских геополитических представлений. Высшая инстанция власти переместилась с потерявшего авторитет Константинополя в ханское станище. Царями стали теперь именовать именно монгольских ханов. К концу XIII в. в Орде явственно обозначились признаки новой фазы монгольского этногенеза – акматической. Трения, возникшие между молодыми, энергичными, алчными, готовыми на все ради славы, почестей и добычи пассионариев способствовали миграции определенной сверхэнергичной части в Русские земли, под эгиду Владимирских князей и Московских князей.

Таким образом, из этих людей образовались консорции – комплиментарные объединения людей, имеющих общие цели. В рамках этих консорций произошла аккумуляция энергии, которую успешно использовало в политических целях поднимающее голову Московское княжество. Но для того чтобы это скопище стало единым суперэтносом не хватало одной детали – общей исторической судьбы, которая воплощается в коллективной подвиге. В ходе военных действий с ордынским узурпатором Мамаем, московские князья, возглавив объединенные силы Руси, сумели создать новую систему поведения на старой идеологической основе – православии – которая являлась единственной связующей нитью для всех осколков старого суперэтноса и зарождающихся элементов нового, для всех русских людей; выработанная система поведения позволила России сказать свое слово в истории Евразии. В этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения. Возмужание и независимость русского суперэтноса получила идеологическое обрамление в рамках идеологии Москва – Третий Рим. С этого момента инициативу взяла на себя Россия: с XVв. Русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского кагана и Монгольского улуса, объединив большую часть евразийского пространства, играя по-прежнему ключевую роль и в настоящее время, несмотря на то, что русский суперэтнос находится в начале инерционной фазе, когда пассионарность в системе идет на понижение.

Вторая заявлена проблема – современная фаза развития русского суперэтноса. Т.к пассионарный толчок нашего этноса произошел на рубеже XIII в., следовательно сейчас наш возраст около 800 лет. На этот возраст падает один из самых тяжелых моментов в жизни суперэтноса – переход от надлома к инерции. После 2000 г., по подсчетам Гумилева Л.Н., русский суперэтнос должен был вступить в инерционную фазу, которая характеризуется спадом пассионарности этнической системы, но в то же время накоплением материальных и культурных ценностей, укреплением государственной власти и социальных институтов.

Инерционная фаза – фаза цивилизации, в том смысле, что после катаклизмов и войн, Наступает созидательная деятельность во всех сферах общества. Именно в период этой фазы в Европе расцвел капитализм, а Византия достигла культурного максимума, в Китая было создано огромное количество предметов искусства, а библиотеки Тибета заполнились книгами. Именно в инерционную фазу шпага пассионария заменяется пером, и взамен обширных территориальных захватов лишняя энергия выливается в написание литературы, развитие науки, воздействия на ландшафты собственной страны, развитие техносферы. Можно сказать, что это эпоха благоденствия гармоничного человека, когда само общество унифицируется, сливается в одну однотипную массу, а оригинальность всячески порицается и, в конце концов, становится даже преступлением. Общество стремится подражать, а не стремиться быть примером для подражания. Создается идеал, в зависимости от эпохи – римского цезаря, английского джентельмена или степного богатыря. Люди стремятся хотят жить так, чтобы им не мешали, они хотят вести разумно-эгоистический образ жизни, опасаясь вторжений непредвиденных обстоятельств в свою жизнь. Главный лозунг этой эпохи – лишь бы не было войны. Таким образом, пассионарность системы встречает все увеличивающееся сопротивление и постепенно иссякает. В конце этой фазы, неизбежно, происходит упадок. Облик этого упадка обманчив. На него надета маска благополучия и процветания. Однако в критический момент иногда появляются люди, которые ставят во главу угла не свой личный эгоистический интерес, а высшие цели - свою страну, как они ощущают ее, свой этнос, свою традицию. Тогда происходит процесс частичной этнической регенерации в инерционной фазе.

И, подходя к заключительному вопросу, нужно сказать следующее. Несмотря на проявление пассионарности, инерционная фаза содержит ее столько, сколько нужно для поддержания равновесия и накопления материальных и духовных благ, не больше, ни меньше. Однако, теоретически, на большее запаса пассионарности не хватает, но история свидетельствует об успешных действиях этносов фазы инерции, например, Македонская династия Византии, помимо «Ренессанса» в собственной стране, христианизировала славянские народы, успешно отражала военные набеги и даже вела наступательные войны, примеров можно привести достаточно. Следовательно, для проведения активных действий, которые как раз и служат показателем этнической регенерации, пассионарности в чистом виде мало, должны присутствовать еще и другие причины. Одной из них является идеология. По теории Гумилева Л.Н., идеология сама по себе не может являться инструментом этнической регенерации, т.к. она не является даже обязательным признаком этноса. История, однако, имеет много примеров объединяющий и регенерирующей роли идеологии, например, суннитский ислам, если рассмотреть идеологическую составляющую религии, создал единый народ турок, а коммунистическая идеология СССР, втянув в свою орбиту влияния, оживила даже такой древний этнос как монголы, придав ему новый импульс развития.

Сейчас в России активизировалась процессы создания и разработки идеологии, национальной идеи, обусловленные поиском выхода из экономического тупика. На наш взгляд, в ходе изучения направления интеграции государств на постсоветском пространстве, первоочередное внимание нужно обратить на идеи евразийства как основы оживления и этнической регенерации русского суперэтноса и входящих в его орбиту этносов. По нашему мнению, запрет идеологии в Конституции нашей страны является тормозом, эффект от которого может быть самым непредсказуемым. Страна, не имеющая четких национальных ориентиров, идущая вслепую, обречена на поражение. Только продуманная, конструктивная идеология способна послужить основой системных изменений, в том числе, в процессе Евразийской интеграции.

Список использованной литературы:

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 736 с.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы; Этногенез и биосфера земли. – М.: Эксмо, 2012 – 1056 с.

Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – М.: Айрис-пресс, 2013 – 320 с.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. — М., 1992  

Никита Гудков

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»