Понятие империи, весьма популярное в современном российском социо-гуманитарном дискурсе до сих пор остаётся без точного определения. Действительно, понимание данного термина неоднозначно, и порой вызывает бурные дискуссии. Причина этого в том, понятие империи многослойно и состоит из нескольких уровней интерпретации.
На первом, самом поверхностном уровне, империя определяется по каким-либо внешним признакам. В самом упрощённом виде таким признаком может быть сам факт наличия в названии конкретного государства слова “империя” и/или именование главы данного государства императором. В качестве других внешних признаков империи обычно употребляется размер государства, уровень его развития, уникальность культуры и наличие монархической формы правления. На этом уровне понимания к числу империй относят сотни существовавших и существующих государств – империи индейцев в Америке, китайские империи, империи монголов, тюрков, персов и, естественно, множество европейских империй.
Однако существует и более глубокая трактовка понятия империи. Здесь главным критерием империи служит субъектность того или иного государства, понимаемая, как сочетание высоко уровня развития (совокупной мощи) государства и его суверенитета, т.е. способности использовать собственные возможности в своих интересах. При таком понимании, к числу империй относятся все великие государства прошлого – Римская империя, Византия, Персия, империи Чингисхана и Тамерлана, Наполеона и Александра Македонского, Османская империя и Российская, СССР и Третий рейх. В современном мире с этой точки зрения выделяется от одной до четырёх империй. В самом широком списке присутствуют Россия, США, Китай и Европейский Союз. Однако имперскость всех этих стран, кроме США, часто повергается сомнению. ЕС и Россия могут быть вычеркнуты из списка империй по причине недостаточного уровня суверенитета. Кроме того, Россия и Китай существенно отстают от США и ЕС в сферах экономики, технического развития и культурного влияния. Таким образом, именно современной России чаще всего отказывают в праве называться империей. Особенно, когда к числу необходимых характеристик империи относят наличие у неё сверхнационального и сверхгосударственного проекта, направленного на максимальное распространение собственного влияния и, в итоге, установление культурного и/или политического контроля над всем человечеством. Такие проекты в той или иной форме присущи всем великим империям. В этом отношении, представляется принципиально важным то, что выдвигаемая В.Сурковым концепция суверенной демократии, в своей последней редакции (“Эксперт” N537), предполагает необходимость экспорта принципов этой самой суверенной демократии за пределы России - сам факт признания возможности русской идеологической экспансии в современном мире приближает Россию к возвращению себе своего имперского статуса.
На последнем, самом глубоком уровне, понятие империи неотделимо от метафизической и религиозной трактовки реальности. Учитывая то, что метафизический контекст различных эпох неодинаков, по-видимому, трансформируется и актуальная имперская составляющая реальности. Так, лежащая в основе индоевропейской цивилизации идея о полярном происхождении человечества несёт в себе мысль о существовании изначальной северной прародины человека, противопоставляемой южному царству демонического полуживотного недочеловека. Однако в дальнейшем пространственная локализация человечества меняется, и на первый план выходят такие характеристики, как ареал обитания и основная сфера деятельности. И здесь полюса мировых империй смещаются от Севера и Юга, к Востоку и Западу, на иных уровнях понимаемым как Суша и Море, Континент и Остров, Евразия и Америка, Россия и США, Христос и Антихрист. В религиозном (христианском) контексте на первый план выходит понятие катехона, с одной стороны, воплощающее в себе единственно возможный в современном мире способ государственной организации, противостоящий глобальной атлантистской империи Зла, а с другой стороны, сохраняющее в себе изначальный принцип разделённости мира, противостоящий симулякру целостности, воплощённом в псевдоглобализации.
Перефразируя замечательного учёного и евразийца Л.Н. Гумилёва, говорившего, что “если Россия будет спасена, то только как евразийская держава”, можно сказать: если человечество ещё получит шанс на спасение, то этим шансом будет Евразийская империя – империя, сохраняющаяся в глубинах русского мира – Империя Конца, являющаяся земным подобием Царствия Небесного. Но для реализации этой миссия, необходимо ясное понимание тех задач, которые предстоит решить нашему народу и той ответственности, которая лежит на каждом из нас, и понимание это должно быть, прежде всего, у государственных элит (тем более что народные массы никогда этого понимания не теряли), необходимость радикальной смены которых и является наиболее актуальной проблемой современной России, которую нам предстоит решить в течение ближайшего десятилетия.