Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
1 апреля 2008
Чингисхан
Хронология жизни, родословная, факты и комментарии

Жизнь и смерть Чингисхана полна загадок и недомолвок. Если после курултая 1206 года вехи его жизненного пути отражены во многих письменных источниках и поддаются перекрестной проверке, то ранний период жизни отражен только в двух сочинениях XIII века:  «Юань-чао би-ши» («Тайная история монголов» – другое название, данное русскими переводчиками, «Сокровенное сказание».), «Алтан дебтер» («Золотая книга», монгольский текст не сохранился) на которую опирается официальная летопись китайской империи Юань ши и исторический труд Рашид-ад-дина.

В трактовке событий жизни Чингисхана они сильно различаются, что позволило некоторым исследователям выдумать свои собственные версии происшедшего, привлекая, для доказательства своих измышлений, основанных на догматах науки западной цивилизации, поочередно данные из этих противоречащих друг другу источников. В данное время эти неправильные, по своей сути, научные версии превратились в освященные каноны, которые часто используются современными политиками для своих не всегда благородных целей. Придуманный образ личности Чингисхана служит средством для разделения людей по национальному признаку, не обоснованных притязаний на культурное превосходство.

Для того чтобы понять, каким образом из обыкновенного мальчика, который в 9 лет боялся собак, вырос неукротимый предводитель степных пассионариев, следует хорошо представлять окружающую политическую обстановку, ближайших соратников, степные обычаи и законы, которыми он руководствовался. Личность формирует окружение, не зря даже европейцы говорят: «Короля делает свита».  В другое время и в другом месте человек, подобный Чингисхану, не мог бы просто появиться. Поэтому чрезвычайно важно правильно осветить годы жизни Темучина, когда он еще не стал Чингисханом-символом идеи объединяющей степные племена и народы. Это мы можем сделать, изучая эти два источника «Сокровенное сказание» и «Золотую книгу».

В указании его места рождения и его родителей  эти сочинения не расходятся. Темучин, будущий Чингисхан, родился у первой жены военного вождя тайджиутов Есугея из рода Кийиит Борджигин, на р. Онон в урочище Делюн Болдох в восьми километрах севернее современной  границы Читинской области и Монголии.
Но уже даты рождения будущего Потрясателя Вселенной в тайной и официальной истории монголов различаются. По Юань-чао би-ши и устной легенде монголов Чингисхан родился в «год лошади» 1162 год. Умер в 1227 году. По этой монгольской версии он прожил 65 лет. По Юань ши и Рашид ад дину дата рождения Чингисхана «год Свиньи». Европейцы считали, что это 1152 год. Умер в августе 1227 года, по Рашид ад дину якобы, в возрасте 72 лет, прожив шесть полных двенадцатилетних циклов. Тогда дата рождения сдвигается на 1155 год. Расхождение дат вызывает сомнение в их правдивости, но, вполне возможно, что вся эта разница дат рождения сына Есугея получается из-за неправильного перевода или не так понятого текста. Тем более, при юности Темучэна, степняки не знали восточного, циклического календаря.

Например, согласно знатоку монгольского и калмыцкого летосчисления Эренджен Хара Давану, на самом деле, у Ращид ад дина записано: «В средине лета гаха (Свиньи) он появился на свет, и в тот же год гаха 15-го числа месяца гаха он скончался». Но в то же время этот же автор сам указывает в своей книге о Чингисхане, что Темучэн родился в феврале 1155 года. Согласитесь, февраль не середина лета, если не считать, что, возможно, в древности появлением на свет считали зачатие ребенка.
Также различаются и причины смерти Чингисхана. По одной из версий, основанной на легендах, он умер после ночи, проведенной с плененной тангутской царицей Курбалдьы´ын хотун, после завоевания столицы тангутов, по, официальной версии, упал на охоте с лошади, во время осады города. Хотя есть и такая версия, что, упав с лошади, он живой и здоровый провел философскую беседу с китайским мудрецом Чан-чунем, выпытывая у него секрет долголетия. Как видим, даже даты рождения и причина смерти Повелителя Вселенной дали простор для фантазии летописцев.
В 1990 году уникальному памятнику древнемонгольской литературы XIII века – «Сокровенному сказанию» исполнилось 750 лет. В конце выдающегося литературного памятника имеется запись, указывающая на возраст произведения: «Написан в урочище Долоан Болдок Керуленского Коде арала в седьмой месяц Хуран Сара-года Мыши (1240) во время проходившего там Великого Хурала».

Уже в этой записи небольшая неточность. Великий Монгольский Хурал не проводился каждый год. Ближайшие по дате подобные мероприятия были проведены не на родине Темучина. В Каракоруме в августе 1246 года на курултае на ханский престол был избран Гуюк. В Каракоруме же проводился в 1235 году курултай, на котором было решено завоевать половецкие степи, и Батыйа был назначен руководить походом.

Угедей-О±отой – Великий хан с 1229 года умер 11 декабря 1241 года по официальной версии от чрезмерного пьянства, а по версии Плано Карпини был отравлен. До 1246 года Монгольским улусом правила меркитка Туракина - жена Угедея и мать Гуюка. То, что при дворе царицы Туракины, пользовались ядами известно. Считается, что это она отравила отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича.

В 1242 году якобы произошла попытка захвата верховной власти в улусе Темугэ отчигином младшим братом Темучина. Л.Н. Гумилев по результатам сравнения текстов обеих источников приходит к выводу, что «Сокровенное сказание»-политический памфлет и написан поклонниками Субэтэя, сторонниками военного, а не экономического решения имперских вопросов, которые в это время поддержали  Темугэ отчигина и потерпели поражение. Но Есугей умер, когда Чингисхану было 9 лет, Хасару было 7 лет, Хачиуну было пять лет, младшему сыну Темуге было три года, а дочке Темулун не было еще и года. Значит, в 1242 году Темуге брату Чингисхана было более 80 лет, если на самом деле в год смерти Чингисхану было 72 года. Вряд ли такой глубокий старик реально претендовал на верховную власть в улусе. Тогда тайный Великий Хурал на месте рождения Чингисхана могли провести заговорщики - противники китайского, вернее киданьского, экономического стиля в управлении империей. За спинами этих заговорщиков стояла сама Туракина, которая использовала их, а затем уничтожила.

Вторая неточность литературный памятник написан древнемонгольским письмом. В 1241 году после смерти Угедея к власти пришли противники китайца Елюй Чу цая мусульмане и уйгуры. Если кидань по происхождению Елюй чу цай пользовался в письме иероглифами, то синьцзяньские уйгуры писали западным манихейским письмом, мусульмане на арабском, а неграмотные монголы якобы не имели еще письменности. Интересно тогда кому был предназначен этот политический памфлет, написанный якобы в 1240 году, да еще для неграмотного народа? Значит ли это, что элитная часть потерпевших поражение в 1242 году все же имела свою письменность? По тексту произведения видно, что оно было написано своим и для тех своих, которые прекрасно знали, каким был в детстве и юношестве Темучин. Все остальные знали его уже как Чингисхана, как правителя, который не мог ошибаться и не имел человеческих слабостей.

В империи Хубилая после узурпирования им власти и принятия буддизма тибетского толка в 1269 г. для официальной переписки была принята тибетская письменность, вместо старой уйгурской письменности. Разработал ее тибетский монах Апхагс-па по приказанию Хубилая на основе тибетского, угловатого алфавита. Но так как тибетское письмо мало отражало особенности имперского монголо - киданьского языка, в 1310 г. был совершен обратный переход на уйгурский алфавит, но который уже не был настоящим уйгурским, а был упрощенным манихейским письмом. Именно это письмо в настоящее время называется древнемонгольским письмом.


Монгольский язык переходил, согласно Д. Дирингеру с одного алфавита на другой пять раз. Эти многочисленные переходы позволили скрыть то обстоятельство, что первоначально официальным языком в государстве Чингисхана служил тюркский, который мог называться уйгурским, так как последним, большим тюркоязычным каганатом в степи был Уйгурский каганат. Тем более и сам язык кочевников стал называться тюркским уже в наше время, когда этот язык начали изучать европейцы. А древние уйгуры, канглы и тюрки использовали руническую письменность.
Таким образом, получается, что литературный памятник 1240 года «Сокровенное сказание» написан древнемонгольским письмом, которое появится только через 70 лет, а до 1269 года официальным имперским письмом было широко распространенное в степи уйгурское руническое письмо.


То, что Джасак и Билик Чингисхана были написаны на языке близком к языку народасаха, я уже писал в своих книгах «Евразийский Союз», «Грядущий век Сата». Доказательством тому, что «Сокровенное сказание», а, возможно, и «Золотая книга» также были написаны, с использованием рунического слогового письма, могут служить слова Джамухи, когда он отказался присоединиться к Темучину.

Л.Н. Гумилев в примечаниях к книге «Поиски вымышленного царства» подробно разобрал основные варианты этой фразы: «... Так, Палладий Кафаров, переведший Тайную историю с китайского перевода, дает такой вариант загадочной фразы: «Джамуха сказал: «Ныне если мы остановимся у горы, то пасущиеся кони достанут юрты; если подле потока, то пасущие овец и ягнят достанут пищу для горла». С.А.Козин, сделавший перевод с подлинника, предлагает другой вариант: «Покочуем-ка возле гор - для наших табунщиков шалаш готов. Покочуем-ка возле рек – для овчаров наших  в глотку еда готова. Но Л. Лигети, переводя тот же текст, осмысливает его иначе: «У самого подножия гор наши прилежные табунщики пусть найдут загон (вар.: пусть гора ему будет загоном) У самого берега реки пусть мы поселимся там, пусть наши овчары найдут там корм». Есть и еще варианты, но хватит и приведенных, потому что, не понимая смысла фразы, нельзя сделать верный перевод, а именно смысл то неясен.».

Когда был утерян смысл этой фразы? Ясно, что перевод Кафарова более далек от оригинала, так как является двойным переводом. Загон и шалаш превратились у него в юрту. Учитывая это можно сказать, что смысл этих трех фраз вроде бы одинаков. Первая часть фразы про загон для коней или конных, вторая про еду для овцеводов.

Руническое слоговое письмо, которое употреблялось древним кочевым миром, имеет свои особенности. Человеку, который плохо знает язык оригинала или письменность рун, трудно уловить разницу между гласными, удлиненными гласными и дифтонгами. Фраза, которую сказал Джамуха, на языке народа саха могла звучать так: «¥³´ээ та±ыстахха ааттаахтар ха´ыыланыахтара, аллараа тµстэххэ хойдоохтор айахтаныахтара». Поднимешься наверх, будут орать именитые; упадешь вниз, откроется рот у черни.


Фактически Джамуха сказал знаменитую лигачевскую фразу: «Борис, ты не прав!». Борте, после унизительного для нее потомка вождей меркитского плена, где она была простой пленницей-наложницей, с ужасом ждущей, когда у неё отберут её ребенка, была душой и телом предана своему мужу-спасителю. Естественно, ей не понравилось, что единственный близкий мужа из именитой элиты Джамуха отказался помогать Темучину. Отказ был прямой, а не иносказательный.

Язык саха, также как и тюркский и монгольский агглюнативный язык. То есть, присоединяя к корню слова определенные слоги, получают новые слова. Неправильное чтение корня слова аат-имя, как ат-конь, и слова ха´ыы - крик, ор, как ха´аа – загон, уже изменило смысл фразы. «Именитые» превратились в «конников», «будут орать» в «обретут загон». В этом случае, пытаясь образовать новый смысл фразы, возвышение и падение можно перевести на гору и под гору. Существительное «хойдоохтор» переводится, не только, как имеющие баранов, но иносказательно понимается, как чернь, или дурные головы. Глагол «айахтанар» обозначает не только «поест», но и открывает рот для произнесения непристойных слов, т.е. хулы. Так на ошибках чтения уже полузабытого к этому моменту рунического уйгурского письма и была выстроена фраза, иносказательный смысл которой пытаются разобрать в течение нескольких веков.
«Сокровенное сказание», которое написали в 1240 году противники китайцев, сохранилось не только в переписанном старым монгольским письмом с соответствующими новыми вставками варианте, но и было в этом виде переведено на китайский язык. Рашид ад дин визирь Хулагидов был казнен в 1318 году, задание на составление исторического труда он получил от своего хана в 1296 году, значит, материалы для него он собирал до появления старого монгольского письма. Поэтому «Золотая книга» также могла быть записана руническим слоговым письмом, а затем уже переведена на персидский и китайский языки, с имеющегося оригинала.
Тогда следует предположить, что все имена в этих произведениях могут быть восстановлены на языке оригинала, так как перевод только меняет произношение и не меняет сам смысл имени или прозвища. Разное произношение имен ближних Чингисхана в разных источниках отмечали и другие исследователи.

Сказав «а», следует сказать и «б». Если «Сокровенное сказание» написано на языке близком к языку саха, то имена и обычаи древних монголов должны совпадать с именами и обычаями саха. Проверим это на примере женитьбы Есугея и Темучэна.

Женитьба родителей.

Вызывает сомнение, что родители Темучэна впервые встретились у реки Онон. По легенде Есугей (Дь³´³г³й) отобрал свою жену Оэлун-эке (Одьулуун) из рода олхонутов у меркита Эке Чиледу. Учитывая, что меркиты жили у Байкала, а род Бардьыгын жил в Читинской области, а также то, что меркиты и монголы враждовали, то где, спрашивается, удалец Джесегей мог отобрать невесту или жену у своего врага меркита?
 
Вряд ли это событие происходило так, как описано у писателя Калашникова в книге «Жестокий век». Едет трусоватый юноша - меркит, который живет в Бурятии, через кочевья монголов в Читинской области и везет с собой откуда-то молодую жену из племени олхонут, которую почему-то зовут на языке саха наложницей – одьулуун. Притом это таинственное племя олхонут нигде больше в монгольских легендах не упоминается. Куда оно делось это племя, представительница, которой не была чужеязычной, а по «Сокровенному сказанию», знала много древних тайных слов? Если бы это племя жило рядом с Читинской областью, то уж Чингисхан, став повелителем монголов, мог бы найти это племя и приблизить к себе кровных родственников своей любимой матери.

Оджулун не могла также быть первой женой Есугея, а Темучин его первенцем. Судя по тому, как Есугей девятилетнему Темучэну (Тµмµµчээн) сосватал одиннадцатилетнюю девочку Борте (Б³рт³), выбор первой жены - хотун, также как и у элиты народа саха, делали родители. Также по обычаю первая жена по возрасту должна была быть чуть старше своего мужа. Обычно такой «династический» брак заключался с учетом будущего своего ребенка. То, что Есугей не стал далеко искать невесту для своего сына, а нашел ее у соседей кунгиратов, показывает, что он искал для своего сына поддержку у местных племен. В свое время этот расчет оправдался. Если рассказывать дальше про степные обычаи женитьбы и сватовства, вторую жену одьулуун – наложницу выбирает по любви уже сам мужчина, обычно в тридцать лет. Третью жену для старика выбирают уже родственники, обычно, из худого рода своего племени, потому она у народа саха называется «иичим» (от слова иичимньи – иитимньи, буквально воспитанница, которую кормят из жалости). Считалось, что женитьба старика на молодой женщине продлевала ему жизнь. Права, защищенные родовым законом, имели только дети от первого брака.

Сговор родителей часто происходил и во время ежегодных межплеменных праздников. В этом случае могли ударить по рукам люди, которые проживали действительно на значительном расстоянии друг от друга. Молодые могли и не видеться до свадьбы. Судя по всему, брак Эке Чиледу и его невесты устраивался подобным образом. Тогда они должны были впервые встретиться и познакомиться на этом же ежегодном празднике.
В этом случае Есугей спокойно мог отбить невесту у неудачника Чиледу. Нужно было только присутствие Есугея на празднике и согласие невесты на похищение. Что видимо и произошло. Если бы Одьулун была бы на самом деле женой Чиледу, то, зная ее неукротимый нрав, вряд ли Есугей смог бы забрать её силой, против её воли. Скорее всего, своенравной красавице просто не понравился жених, и она предпочла убежать с удалым молодцом, который ей больше понравился. Как говорится, любовь с первого взгляда. А через девять месяцев в феврале родился Темучэн. Значит, похищение состоялось в мае. Единственным ежегодным майским праздником, на котором могли встретиться враги меркиты и монголы, а также и неведомые олхонуты, которые разговаривали на языке саха, мог быть Ёрдынский праздник в Прибайкалье.

Ёрдын (¥³рдээ´ин) начали проводить уже во времена курыканов и съезжались на этот праздник и со степи и с тайги. Меркитам стоило только переправиться через Байкал, чтобы участвовать в празднике, а Есугей мог поехать из Читинской области в долину реки Баргузин, а затем через остров Ольхон попасть в Ёрды. Родственники Одьулун тогда могли быть представителями народа саха, которых степняки звали олонхо´утами, которые приезжали на праздник с целью торговли и посещения родины своих предков. Исполнители древнего эпоса олонхо на Ёрдынских праздниках, естественно, знали много древних слов. На этом празднике отмечали тенгрианский новый год, который начинается 21 мая. Праздник шел 5-6 дней. Кроме праздника проводилась и торги.

Молодой Есугей, только что женившийся на своей первой жене Сочихэл, также мог попасть на этот праздник с целью посещения родины своих предков. Для доказательства этого утверждения следует разобраться с родословной Чингисхана и монголов.
Все монголы считали, что их прапредками были Борте-чино и Гоа-Марал, переплывшие озеро Байкал. Такое тотемное происхождение показывает, что протомонголы были родственниками уйгуров и тюрков, у которых тотемом был волк, и местных племен, которые оставили на просторах Забайкалья тотемные оленные камни. По легенде к этим протомонголам прикочевало племя хори тумат. Предок Чингисхана взял в жены красавицу из этого племени Алан-гоа, но скоро умер. Алан гоа родила от мужа двоих, и трех от светлорусого юноши, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом, словно желтый пес.
По легенде братья ссорились. Один из светлорусых братьев Бодончар, вместе с матерью Алан гоа пытался остановить распрю, но был изгнан своими братьями, переплыл Байкал и свалился без сил у устья реки Баргузин. Белый сокол подшиб для него гуся и спас от голодной смерти, поэтому тотемом рода Чингисхана был кречет.

Бодончар (Б³д³² чуор) стал вождем какого-то местного племени и основателем рода Бардьыгын (Повелевающие). «Б³д³²» - крупный, «чуор» титул младшего вождя у тюрков, буквальный перевод «хорошо слышаший». В сочетании с тем фактом, что Бодончар сначала считался у своих братьев придурковатым, можно предположить, что прямой предок Чингисхана обладал небольшими экстрасенсорными способностями, а также отличался крупным ростом. Его праправнук Хабул - дед Есугея стал первым ха±аном монголов.

В любой легенде имеющиеся исторические факты сочетаются с вымыслом. Переплытие озера Байкал встречается в обеих вариантах легенды. Если Борте Чино и Гоа Марал - первопредки могли плыть из Забайкалья, то Бодончар плыл обратно. А уход Бодончара со своей родины связано с распрей и появлением племени хори тумат. Значит родина протомонголов Прибайкалье, а Бодончар уходил в Забайкалье.

Можно отыскать реальные исторические события легшие в основу этой легенды. Война Уйгурского каганата с енисейскими кыргызами проходила на территории Прибайкалья. И вызвала уход части населения на север. Часть могла уйти через долину Баргузин в Забайкалье на бывшие кочевья байегу. Переселение байегу на запад и на север из Читинской области, поражение уйгуров и уход в Синьцзянь, переселение народа саха на север, заселение хори туматами - союзниками победивших кыргызов освободившегося от части населения Прибайкалья проходили практически в течение жизни одного - двух поколений. Эти события и легли в основу реальных исторических рассказов, которые через 300 лет превратились уже в легенды с мистическими элементами.
Несомненно, предки Чингисхана знали истинную подоплеку всех этих рассказов, но предпочли превратить их в легенду, где доказывалось их божественное происхождение. Если взять легенды Якутии, то можно заметить что реальные исторические события легли в основу легенды о Бэрт Хара. Был рассказ о казачьем атамане Осипе Галкине, который противостоял кангаласцам и был ими убит. Через 300 лет этот рассказ уже превратился в легенду о Байыттымане - сыне одинокой старухи, который, превратившись в Бэрт Хара, стал защитником борогонцев от кангаласцев. Байыттыман-баай атаман – богатый атаман. Галкин – Черный - Хара. В реальной истории именно Осип Галкин отбил скот борогонцев у кангаласцев, заставил их подчиниться и выплатить ясак, но затем этого атамана кангаласцы убили и утопили в озере в 1642 году. Нет сомнения, что эту легенду создали потомки незаконных детей Галкина, но выдумали себе легендарного прародителя из местного населения, чтобы основать свои претензии на племенную власть.
Поэтому родичи во времена Чингисхана знали происхождение своих предков. Забыли своих предков и стали переписывать летописи при Хубилае. Это и не удивительно, воинами Хубилая были не монголы, а разноязычные воины со всего света. Не зря отказ хори туматов дать своих девушек в жены этим воинам, было расценено Хубилаем, как предательство интересов империи. Туматов уничтожили, хори сослали, а сюжет с девушками - туматками был включен переписчиками в легендарную историю о Чингисхане.

Уничтожать лесных хори-туматов и беспощадно истреблять всех меркитов Чингисхан бы не стал. Ведь в родину монголов он включал не только долины Онона и Керулена, но и весь Баргуджин Токум - родину хори туматов и меркитов. Возможно, непримиримое противостояние туматов и меркитов с монголами последующий вымысел хубилаевских переписчиков. Эпизод с похищением меркитами Борте, несомненно, был, но он мало повлиял на отношение Чингисхана ко всем меркитам. Он был человек трезвого ума, который для достижения большей цели часто жертвовал своими собственными интересами. Например, когда остальные громили меркитов, он не занимался избиением обидчиков и удовлетворением мести, а искал жену Борте. Для своего слабовольного сына О±отоя он первой женой - хотун выбрал меркитку Туракину, прекрасно зная её характер и человеческие качества. Вряд ли этот выбор был бы возможен, если бы он на самом деле считал всех меркитов своими кровными врагами.

Если этноним меркит прочитан переписчиком из оригинала неправильно, то, вполне может быть, меркиты и сейчас живут среди нас. Характерная особенность рунического письма, руна со слогом, начинающимся на букву «б», часто читается со звуком «м». То есть этноним меркит правильно произносится беркит или бёрёкут. 
Бёрё – волк. Бёрёкут – б³р³´µт, имеющий тотем волк. Отсюда и современный этноним бурят - буряаад, которым современные монголы, потомки разноязычных воинов Хубилая, называли племена тюркского происхождения, которые входили в состав древних монголов, как их неотъемлемая часть от общего тюркского предка Борте-Чино.

Получается и, на самом деле, меркиты никуда не исчезли, их не вырезал полностью «жестокий» Чингисхан, а живут, они, как и раньше, на своей родине в Бурятии. А то, что язык их раньше тюркский в настоящее время превратился в диалектный монгольский язык не удивительно. Степная часть современного русского народа до недавнего времени также разговаривала на тюркском языке.

Убийство Темучэном сводного брата.

По «Сокровенному сказанию» в 14 лет Темучэн вместе с Хасаром убили своего сводного брата Бехтера. Повод был якобы пустячный, не поделили на рыбалке тайменя. И на самом деле у народа саха и в настоящее время есть поговорка: «Бил ба´ыттан иирсибиккэ дылы». Буквальный перевод: «Как будто бы поссорились из-за головы тайменя». Иносказательно говорится про пустячный повод для ссоры.
Но поводом для убийства не была пустячная ссора двух подростков. Дело обстояло намного серьезнее. Темучин, как сын второй жены, не мог претендовать на власть своего отца Есугея, прямым наследником которого по степному праву был сын первой жены Бехтер. Но Одьулун была любимой женой, и, обладая более сильным характером, чем Сочихэл, при жизни Есугея фактически занимала место первой жены хозяйки-хотун. У Есугея было четыре сына и дочь от Одьулун. А у Сочихэл было только два сына Бехтер и Бельгетей. Несомненно, Есугей посещал вторую жену чаще. Повод для неприязни между двумя женами был. И к тому же, женившись на Одьулун, Есугей нарушил родовой обычай. Вторую жену мужчина мог выбрать в 29-30 лет, когда доказывал, что он может содержать вторую семью. В этом случае проблем с наследственным титулом не было бы, дети от первого брака по возрасту были бы старше и не допустили бы к власти детей от второго брака. Пока был жив Есугей, ссоры в семье не происходили. Как только его не стало, Сочихэл могла потребовать своё по праву. И её могли поддержать многочисленные родственники. Одьулун не могла найти помощи у своих далеких родственников, тем более она самовольно нарушила свадебный сговор и пошла против интересов своего рода. Вряд ли вторая жена и его дети голодали, но свое положение в обществе она утеряла. Её стали игнорировать, перестали приглашать на праздники, а заступиться за нее было некому. Наверняка единственным защитником матери считал себя её первенец -старший мужчина в семье. Ссора двух жен превратилась в ссору подростков. Обида за мать могла подтолкнуть Темучэна на необдуманный поступок-убийство сводного брата. Наказание последовало незамедлительно. Темучэна посадили в колодки и заставили выполнять черную работу раба. Никто за него не заступился, он нарушил закон.


Людям свойственно приписывать свои мысли чужому, оценивая его поступок. Вряд ли Темучэн сам в 14 лет думал о том, что обязательно должен стать ханом. Так могла, конечно, думать ее мать и потихоньку настраивать его, рассказывая ему про его именитых предков. Но неприятие существующих родовых законов у него уже было. Хотя, вряд ли убийством своего сводного брата он на самом деле устранял своего будущего конкурента на власть. Но люди, думающие, что он рвется к власти и при этом не остановится ни перед чем, появились, поэтому сын Одьулун приобрел сторонников среди родственников своего отца. Как всегда, даже среди именитых были люди, которые хотели еще дополнительной власти и они думали использовать младшего родственника в своих интересах в борьбе за власть. Сам Темучэн за время рабства научился скрывать свои мысли и сдерживать свои страсти. Думается, что именно в это время он задумался над тем, как изменить законы традиционного общества.

Набег меркитов.

Легендарный побег Темучэна с колодкой на шее из рабства во время большой попойки был вполне возможен, но его сильно и не искали. Наказание свое он уже практически отсидел, а убивать его никто не намеревался. Если бы было иначе, его бы быстро выследили и убили. Мнение европейских ученых о том, что семья Одьулун после побега сына успешно пряталась в тайге или в степи, не может быть правдой. Можно спрятаться в многолюдном городе, а в малонаселенной тайге, а тем более в степи нельзя.

Эпизод из «Сокровенного сказания», когда конокрады угнали восемь верховых лошадей, показывает, что семья Одьулун материально в это время сильно не нуждалась. Конечно, собольи шубы, возможно, в семье женщины не носили, но все необходимое для жизни у них было. Затем при женитьбе на Борте Темучэн обязательно должен был выплатить по степному обычаю калым. Обычно калым в два раза превосходил по стоимости приданое невесты. В приданом невесты оказалась кроме всякого добра еще и соболиная шуба. Значит, калым за Борте был большой. Ясно, что шестнадцатилетний Темучэн такой калым сам выплатить не мог, значит, ему помогли родственники отца. В момент женитьбы ему не могло быть больше лет, потому что Борте была на два года старше. И она уже была девицей перестарком, по понятиям того времени. Свадьба должна была произойти раньше, но Темучэн сидел в колодках.
Рассказ о том, что он забрал у своей молодой жены единственную соболиную шубу и подарил  кераитскому хану, скорее всего, выдумка переписчика. Темучэн мог подарить хану свою собственную шубу, которую для него сшила невеста Борте. Подарить при первой встрече хану женскую шубу, якобы в доказательство того, что он неплохо живет,  он не мог. И так все в степи знали кто он такой, и сколько у него добра. А подарок собственной шубы со своего плеча и принятие его это фактически заключение неравноправного союза. Инициатива при этом должна была исходить от старшего, по возрасту, человека. Скорее всего, Тогрул подарил молодому сыну своего друга халат со своего плеча. Принятие халата означает подчинение. Людей поразило то, что Темучэн принял такой подарок, но подарил более ценное, соболиную шубу.

После женитьбы юноша только начинал входить в круг взрослых, но до 21 года он считался еще не достигшим совершеннолетия, и если Тогрул заключил с несовершеннолетним такой союз, то это можно объяснить только громадным авторитетом его отца Есугея среди степной элиты. Свадьбы элиты происходили в середине лета. В это же  благодатное для степняка время года можно было поехать в гости к соседям, поговорить о делах, заключать такие союзы. Но ответный подарок Темучэна показал окружающим, что он хотя и согласился на подчинение хану, но он сам считает это равноправным союзом. Летописцам Великого хана было не удобно писать, что в союзе с кераитским ханом, Тэмучэн был младший. Оттуда и выдумка про женскую шубу.

Набег меркитов мог произойти ранней осенью, когда со скотом перекочевывали на осенние пастбища - отор. На осенние пастбища откочевывали отдельными семьями, так как скот должен отъедаться на зиму. Естественно, у горы Бурхан Халдун семья Темучина была одна. И тут не обошлось без предательства. Кто-то тайно провел небольшую шайку меркитов, у которой была одна цель, убить Темучина. И то, что Сочихэл ушла вместе с ними указывает, кто мог организовать такой набег. Она мстила за себя, свою изломанную соперницей жизнь и за своего убитого старшего сына. Но при этом нарушила степной закон, пошла против своего племени. Потому и Бельгетей упорно искал свою мать, чтобы она себя оправдала перед родичами. И не нашел.

Темучин во время набега не стал сражаться, а убежал в горы и спрятался, но это не показатель его трусости, как считают европейцы. Во первых, в это время года никто из чужих не мог напасть на его кочевье с целью грабежа. Обычно набеги делаются чуть позже, когда установится торная дорога, то есть замерзнут реки и болота. Во вторых, он прекрасно знал, что среди его соплеменников есть люди, которые могут попытаться его убить. Убегая один, он был уверен, что с его родными они ничего не сделают. Ошибка выяснилась позднее, когда он узнал что это были меркиты и они увели с собой Борте и Сочихэл. В этом случае не удивляет его плач на горе Бурхан халдун.

Набег меркитов показал, что Сочихэл и её сторонники не смогли найти убийц среди своих соплеменников, а вынуждены были искать их на стороне. Значит, племя уже считало, что юноша Темучин достоин в будущем титула вождя. В отличие от нас кочевники знали, что из сыновей кухарок и скотников нельзя воспитать элиту общества. Тем более и слово элита происходит из древнетюркского Эл иитэ – «скрепы государства». Поэтому кочевники относились к потомству вождей бережно. Даже при победе пленных вождей племен и их родных, как правило, не убивали. Другое дело, побежденные сами могли захотеть не жить. Первой мерой наказания элиты была ссылка в Баргуджин Токум, о чем написано в Джасаке. В свое время хунны не убивали даже китайцев, если они показывали свои, ценимые в среде воинов, человеческие качества. Китайский полководец Ли Лин с небольшим отрядом пехотинцев отчаянно сражался в полном окружении, пытаясь прорваться, и сдался в плен израсходовав все стрелы, когда его воины стали падать от усталости. Его не казнили, а назначили наместником к динлинам.
Увод с собой жены Темучэна, которая уже ждала ребенка, тоже из этого же обычая, основанного, кстати, на знании основ тенгрианской религии. Позже потомки степняков этот обычай использовали при воспитании мамлюков и янычар. С семи лет мальчика из элитной семьи обучали, как воина, в среде сверстников. Руководили обучением старые воины, и упор делался на включение информационных интуитивных связей подростка с коллективом своих сверстников. Включение интуиции, посредством коллективного сознания, было первым шагом к воспитанию воина, а затем и вождя. Из этих юношей и набиралась элита государства. Первенцу Темучина была уготована участь, стать воином чужого племени. Еще в младенческом возрасте его отобрали бы у матери, и он бы вырос, не зная своих настоящих родителей, считая других своими родственниками. И сын с отцом могли бы встретиться на поле боя, уже как враги.

Темучэн, Хасар, Бехтер и Бельгетей старшие сыновья Есугея прошли обучение в элитной школе воинов. Ведь их отец был военным вождем племени. Знакомство с Джамухой и побратимство с ним могло состояться в такой школе. Было в это время  Тэмучэну одиннадцать, а Джамуха, скорее всего, заканчивал обучение. Значит, ему было в это время 14 лет. Младшие сыновья Хачиун и Тэмугэ в такой школе не учились. И этим объясняется то, что они не заняли подобающего места в степном обществе, которые занимали их старшие братья. Младшему брату не надо было обязательно проходить обучение воина, он по степному обычаю оставался на хозяйстве отца и должен был содержать старых родителей, а у Хачиуна, возможно, не было к этому никаких способностей. Про его болезненность говорит и имя Хачиун - Хачаайы ини - болезненный брат. Таким образом, Тэмугэ отчигин (оччугуй ини - младший брат), которого не готовили к карьере воина и вождя, никак не мог быть главой заговорщиков в 1242 году.

Монголы тоже воспитывали детей чужой племенной элиты. В семье Одьулун воспитывалось несколько таких мальчиков, которых подобрали на разгромленных куренях чужих племен. Наиболее известный из них татарин Шики Кутуху (Чээкэ Котоку на языке саха хорошенький мальчик), который достиг в империи Чингисхана высокой должности. Он командовал всеми тыловыми армейскими частями и отвечал за снабжение армии продовольствием и учет захваченной добычи. По легенде его выбрали для Одьулун по богатой одежде, маленький мальчик, который только начал говорить, был с серебряным поясом и в собольей шапочке. Про своих родителей он ничего не мог рассказать, а про себя смог сказать только, что его зовут «хорошенький мальчик».

Продолжение следует

 

А.И. Кривошапкин - Айы²а

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»