28 июня на брифинге для иностранных журналистов заместитель руководителя Администрацией Президента РФ Владислав Сурков заявил: «Наша российская модель демократии называется суверенной демократией. Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне». Данная фраза была сказана с целью, подчеркнуть тот факт, что Россия не приемлет «управляемой демократии» по образцу той идеологии, которая насильственно насаживается США другим странам. Иными словами, импортной прессе было сказано, что у нас другая «демократия», отличная от западной. По сути дела, Россия заявила о перемене идеологии, во всяком случае, о необходимости такой перемены. Под словами «другая демократия», следует понимать «другая идеология».
Безусловно, Сурков не стал жестко противопоставлять новый вариант старому, были подчеркнуты сходства идеологий, общие цели, даже приводились примеры вполне успешных вариантов «суверенной демократии» в других странах. Современное массовое сознание понимает примерно два варианта, два полюса идеологий: «демократия» - хорошая идеология (для прозападных стран) и «фашизм»(для России, для запада «экстремизм» и «терроризм») - плохая идеология. Многие наверняка сталкивались с таким в новостях. Оппозицию сейчас принято обзывать «фашистами» (все равно что обозвать сволочью). Когда в новостях кого-либо называют фашистом, массовое сознание автоматически начинает относиться к этому кому-либо плохо. В общем, заявление о том, что у нас «другая демократия» - это заявление о том, что у нас новая идеология, очень-очень хорошая. Именно так это подали западной прессе. Таким заявлением Сурков дал понять миру, что Россия готовиться воплощать новую идеологию.
После первых упоминаний о "суверенной демократии" об этом термине стали говорить повсеместно, однако с разьяснением термина Администрация Президента не спешила. Лишь недавно появилась программная статья Владислава Суркова "Национализация будущего" с разьяснением термина и описанием новой идеологии. Действительно, новый вариант демократии по сути представляет собой идеологию, несколько отличную от современного осознания демократии массовым сознанием. В современной действительности демократия – своеобразный набор клише: наличие многопартийности, гражданского общества, утверждение свободы слова, регулярное проведение выборов и пр. Но изначально, еще во времена античности, демократия существовала как строй, обеспечивающий социальную справедливость, общество равных возможностей.
Каждый гражданин (исконный гражданин) мог, затратив определенные усилия, попасть в совет архонтов, обладающих властью. Он мог выдвинуть любой законопроект, но нес личную ответственность за контроль его исполнения и последствия его воплощения. Если проект оказывался неудачным, его инициатор должен был покончить с собой. Это давало гарантии того, что во власти окажутся люди, готовые принимать продуманные волевые решения и нести ответственность за свои поступки. Это давало гарантии благополучия общества и невозможности появления нежизнеспособных управленцев. Такой расклад давал социальную справедливость. Впоследствии демократия была опошлена либералами и превратилась лишь в набор символов. Однако исконная демократия была разработана с целью создания общества равных социальных возможностей. Демократичность выражалась не только в возможности каждого гражданина участвовать в общественно-политической жизни полиса, но и в факте обеспечения социальных гарантий малоимущим. Причем помощь оказывалась и с целью развития культуры у низших классов. Так, например, беднякам раздавались бесплатные билеты в театр. Иными словами, традиционный демократический строй обеспечивал существование развитых социальных гарантий, способствующих благополучию общества. Изучая программные материалы можно увидеть среди целей новой идеологии следующее: создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания – то есть создание общества равных возможностей. Фактор развитых социальных гарантий неоднократно подчеркивается в программных материалах. Такая цель вполне соотноситься с целями демократии в ее традиционном понимании.
Однако главные акценты поставлены на слово "суверенная". Данный аспект несет наибольшую смысловую нагруженность. Кроме того, статья, описывающая суверенную демократию, называется "Национализация будущего", а не как-то иначе. Даже в названии подчеркивается необходимость существования суверенной целостности и национальной самобатности России. Обратите внимание на тот момент, кто собирается нести ответственность за принятые решения, иными словами, кто является правящей элитой нынешней России. Заявление о смене идеологии было сделано представителем Администрации Президента. Пару лет назад такие слова бы доверили самому президенту, чтобы подчеркнуть его власть, хотя народ в таком не был уверен. Обыватель осознавал, что власть находиться в руках элиты олигархов, а не у государственных структур, многие говорили о том, что речи Президенту пишут где-то в Кремле. Сейчас мы видим, что власть находится у Администрации Президента, именно ее представители разрабатывают новую идеологию и не стесняются появляться в СМИ и достаточно прозрачно об этом заявлять. Сейчас акценты сместились на то, чтобы показать российскому обывателю, кто является реальной правящей элитой. Сейчас народ начинает быть более уверенным в том, что власть находиться у тех, у кого должна находиться. Вертикаль власти достаточно сильно укрепилась, чтобы можно было начать говорить о формировании суверенитета и независимости.
К суверенитету Сурков относиться с традиционалистских позиций. Либеральное общество считает понятие суверенитета устаревшим, подчеркивает глобализацию мира, развитие коммуникаций и необходимость полной открытости каждого государства для других. Суверенитет предстает не состоянием, которого можно достичь или не достичь, а некой претензией, без которой не создать и не сохранить государства. Сурков в статье, опубликованной в журнале «Эксперт» и посвященной разъяснению понятия «суверенная демократия» пишет: «Некоторые подвижники коммерческой философии, трудящиеся в специализированных «некоммерческих» и «неправительственных» организациях, пишут, что в наш век интеграции и взаимозависимости глупо цепляться за суверенитет. Вряд ли, впрочем, среди правительств-спонсоров подобных писаний найдется хоть одно, готовое у себя дома ликвидировать национальное законодательство, экономику, армию и самого себя». Также он добавляет: «…Политическое творчество далеко не всех наций увенчивается обретением реального суверенитета. Многие страны и не ставят перед собой такую задачу, традиционно существуя под покровительством иных народов и периодически меняя покровителей. Размножение развлекательных «революций» и управляемых (извне) демократий, кажущееся искусственным, на самом деле вполне естественно среди таких стран». Для Администрации Президента, для правящей элиты важно сохранить суверенитет как комплекс мер, подчеркивающих независимость, самостоятельность и самобытность России как нации. Кроме того, в последнее время Кремль начал предпринимать шаги, направленные на «реабилитацию русского». Патриотизм уже давно пропагандируется государственными структурами. Патриотизм не может существовать без национализма. Понятие «русский дух» постепенно возрождается, и «считать себя русским» становиться важным и популярным, а не презренным, как это было с подачи либералов с момента развала СССР. «Русское» - не маргиналия, это святое право, дарованное судьбой и почетная обязанность. Огромное достижение, что об этом начали заявлять в Кремле. Очень важен тот факт, что начинает формироваться национальная идея и условия, в которых русский человек будет гордиться тем, что он русский, а не будет этого стесняться
Таким образом, нынешняя правящая элита заявляет о необходимости создания сильного конкурентоспособного самобытного государства с развитой национальной идеей, системой управления и социальными гарантиями под знаменами идеологии «суверенная демократия», обладающей, по словам Суркова, «интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться». При близком рассмотрении можно выделилить формулу «суверенной демократии». «Суверенная демократия» = национальная идея + социальная справедливость. Также можно охарактеризовать новую идеологию следующим образом. Предлагается "правая" политика с проведением мер по укреплению суверенитета и развитию национальной идеи, а демократические «левые» акценты смещаются в сторону экономики (меры по развитию социальных гарантий, общества равных возможностей, развития интеллектуально-технического потенциала нации). Суверенная демократия = «правая» политика + «левая» экономика.