Предлагаем вашему вниманию интервью с лидерами сумских евразийцев, опубликованное на портале Diztorted Dimension
Известно, что актуальная украинская (пост-)индустриальная сцена развивается в бешеном темпе, производя на свет самобытные (и не очень) коллективы некорректного делания. Но всегда остаются в тени (преднамеренно?) те, кто стоял у истоков. Анатолий Макогон и Леонид Савин. Леонид Савин и Анатолий Макогон.
Гиперион: Насколько нам известно ваша музыкальная деятельность сопряжена с целым рядом проектов: Brainstorm, Vim Patior, I.N.R.I., Lel'Sabu, Graal, Adel Weiss, Project Trio. Каким образом связаны эти проекты? Какова их история? Какие проекты актуальны и боеспособны на данный момент?
Леонид Савин: Основным проектом с 1992 г. был Brainstorm, который позже реформировался в Graal Некоторые проекты были единоразовыми (Vim Patior, I.N.R.I.). Первый был записан в 1993 в г. Ромны, второй с участником industrial проектов из Москвы Misery и Off the caff. Чисто сольный проект был Adel Weiss, который не получил развития (была записана одна песня). Lel'Sabu был записан с одним участником Brainstorm – в нем нашла отражение музыкально-оккультная практика. Project Trio – проект чисто импровизационный. Один альбом до сих пор не реализован. Еще был A-, экспериментальный и одноактовый. Помимо этих вышел совместный альбом с итальянским музыкантом Daniele Brusaschetto (industrial ambient) и сольный альбом “Winter Solstice”, который я бы охарактеризовал как саундтрековая музыка. Graal на данный момент бездействует. Еще есть уже записанные наработки, но финальная дата дореализации неизвестна. Других дел много.
Г. : Как в свое время заявили SPK, постиндустриальная стратегия предполагает некоторую мультифункциональность и мультимедийность проектов. Как у Вас с этим обстоят дела? Помимо музыкальной, существуют ли иные сферы реализации вашего посыла?
Л.C. : В конце 90-х мы и вели свою стратегическую проповедь посредством концертов. Параллельно с этим Консервативная Революция пропагандировалась в начавшем выходить журнале «Кали Юга». В ближайшее будущее будет осуществлен и мультимедийный проект. Анатолий Макогон: Для нас очень интересен интердисциплинарный подход, в дальнейшем мы будем часто его использовать, и танцпол может очень даже гармонично и гибко сочетаться с высокоинтеллектуальными «проповедями», а индустриальный лязг с арабскими танцами. Такое у нас уже неоднократно проводилось, звучали тексты Лотреамона под фонограмму моих любимых Current 93, под нашу музыку танцевали профессиональные танцовщицы, специализирующиеся на разновидностях арабского танца и прочее.
Гиперион: Какую часть в ваших живых выступлениях занимает перфоманс? Ходят слухи, что Вы делали перфомансы, опираясь на романы Мамлеева.
Л.C. : С 1998 на наших музыкальных выступлениях все чаще стали использоваться элементы, нехарактерные классическому року – декламация поэзии, хореографические постановки, проекции, размещение на стенах графических работ, выступление в различных костюмах. Что касается Мамлеева – этот проект носит название «Метафизический театр» и мы дважды выступали с драматической постановкой по рассказу «Не те отношения», причем второй раз на профессиональной сцене перед аудиторией в 500 человек. А.M.: Кстати представление на профессиональной сцене прошло очень успешно, народ рукоплескал, а через полтора года после спектакля я как-то встретил своего знакомого, бывшего тогда зрителем и очень удивился когда он цитировал наизусть фразы из «Не тех отношений», а потом попросил у меня почитать Мамлеева, которого он до этого никогда не читал.
Г. : Какие инструменты Вы задействуете при конструировании звука?
Г. : Есть ли у Вас опыт контакта с зарубежными группами, лейблами? Правда ли, что Вы переписывались с Дугласом Пирсом?
Л.C. Первый и второй миньоны Brainstorm в формате 7’EP вышли на чешском лэйбле View Beyond. В Словакии выходили Lel’ Sabu и два «живых» Graal. Там же вышел совместный релиз с Brusaschetto. “Winter Solstice” выпустил японский лэйбл. В 90-х было очень много контактов и с группами и с лэйблами, начиная от Брунея и заканчивая Исландией. Но андерграундная сцена постепенно сошла на нет. Дуглас Пирс до сих пор открытки присылает.
Г. : Евразийская (пост-)индустриальная сцена, на ваш взгляд, конкурентоспособна по сравнению с европейской?
Л.C. : Сейчас проблема евразийской сцены в подражании западным кумирам. Думаю, что этого делать не нужно. Есть замечательные примеры, когда наши исполнители получали большой интерес на Западе именно из-за самобытности. Вопрос в другом – формат конкурентоспособности. Для США и Великобритании по большому счету все остальные европейские исполнители не конкурентоспособны. А.M. : Мне кажется, что сам формат, сам образ вот некой такой команды, пусть и авангардной там или индустриальной, сам контекст ее представления, все это снято и скопировано с западных моделей. Нашим исполнителям нужно находить и презентировать свое смысловое и структурное пространство, вообще лишенное западных коннотаций. Например, зритель заходит в зал и видит как некая группа артистов сидит за столом и, простите, пьет водку, потом кто-то подрывается и начинает что-то петь, а другой ему подыгрывать, третий пускается в пляс, причем зрители то же могут присоединиться к этому процессу. Вот это было бы по-евразийски. Не нужно говорить ни о какой конкурентоспособности, наша творческая продукция не должна встраиваться в западную ценностную систему, а сама должна продуцировать свой аксиологический вектор.
Г. : Вы в своем творчестве проводите линию Консервативной Революции: в вашем манифесте Григорий Богослов и Дионисий Ареопагит соседствуют с Джарменом и Пи-Орриджом. На ваш взгляд, (пост-)индустриальная культура - это адекватная форма Консервативной Революции в искусстве или это не больше чем дань моде (как мы это видим в New Age, Goa-Trance и т.п.) ?
Л.C. : Адекватная форма. Но к сожалению ее мало кто адекватно понимает. Многие из «слушателей» берут для себя только эстетическое начало. А.М.: Я думаю, что форма презентации концепта «Консервативной революции», может быть любой, даже попсовой, нужно отбросить этот пресловутый снобизм или как пишет Псой Короленко, нужно отбросить вкус и жлобский страх перед попсой.
Г. : Имеет ли (пост-)индустриальная "музыка" инициатическую силу или всё это фантазии?
Л.C. : В зависимости от конкретного проекта. Есть голый конструктивизм, футуризм. Есть и глубокие инициатические комплексы, закодированные в звуковой форме. А.М.: Наверное, любая музыка может стать инициатической, если правильно ее слушать, интерпретировать, расшифровывать, это как в той истории про Эдит Пиаф и суфия, который соединялся с Божеством, слушая истинные песни этой замечательной шансоньетки.
Г. : Каковы Ваши политические и религиозные убеждения?
Л.C. Консервативная революция, Традиционализм. А.М. Я бы добавил еще левый радикализм, в политико-экономической области. А насчет религии – мы убежденные православные традиционалисты, староверы.
Г. : Небольшой и банальный блиц-опрос: -ваши литературные предпочтения -ваши музыкальные предпочтения -ваши философские предпочтения
Л.C.: литература - Мамлеев, Гоголь, Селин, Виан, Юнгер, эпос. музыка - этническая и фольклорная музыка, некоторая классика, Current 93, Coil, Muslimgauze, Kristian Blak. философия - Дугин, Ницше, Бодрийяр, Генон, Эвола, дзен философы. А.М.: литература - Достоевский, Гоголь, Пимен Карпов, Платонов, Мамлеев, Бенн, Тракль, Юнгер, Лотреамон, Рембо, Маларме (лучший формалист на мой взгляд), Бодлер, Хлебников, Клюев и прочее в том же духе. Поэзию люблю больше чем прозу. музыка - та же что и у Леонида, добавлю сюда Throbbing Gristle, Laibach, Mouse On Mars, Stereo Total, The Residents, Death In June, NWW, SPK, Курехин, Аукцыон и многое, многое другое. философия - опять же совпадает все с Леонидом, еще очень люблю и изучаю православную византийскую мистику, старообрядческие беспоповские сочинения 18-го века, а из постмодернистов больше всего люблю Жиля Делеза. Так же Хайдеггер представляет для меня огромный интеллектуальный интерес, тексты его изучал прилежно.
Г. : Известная советская истина о том, что "наука партийна" нашла свое своеобразное отражение в (пост-)индустриальной культуре. Достаточно вспомнить Брина Джонса, Бойда Райса или Яна Рида. На ваш взгляд в актуальной ситуации может ли искусство оставаться в стороне от идеологии?
Л.C.: Даже достаточно вспомнить Ленина. Современная культура либо осознанно связана с идеологией, либо эксплуатируется последней, распыляясь в зрелищных формах. На мой взгляд, некоторую дистанцию от явного политического дискурса удается держать определенным классическим и фольклорным конгломератам.